На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Пустые классы и поборы с родителей: Старт программы «новая украинская школа»

До времени «Х» остался всего один день. С 1 сентября, благодаря проведенным реформам в системе образования, на Украине стартует «новая украинская школа». Действительно ли она «новая» и как на самом деле обстоят дела?

Мечта, а не школа!

Согласно словам украинских чиновников «новая украинская школа» придется по вкусу как первоклашкам и их родителям, так и ученикам старших классов. В Минобразования восторженно расписывали все плюсы новой реформы:

  • Игровой процесс образования;
  • Отсутствие нагрузок и оценок для младшей школы;
  • Ориентация на каждого ребенка;
  • Возможность самостоятельного выбора предметов для углубленного изучения;
  • Участие родителей в жизни школы и возможность согласовывать учебные планы;
  • Выборы руководителя школы и заключение с ним трудового контракта;
  • Отсутствие обязательных денежных взносов;
  • И прочее, и прочее.

«12 лет обучения в школе, два иностранных языка, переход от искусственной перегрузки детей голой теорией к практике и электронные учебники, игровой процесс восприятия новых знаний...», - рассказывала министр образования Лилия Гриневич.

Особый восторг у будущих первоклашек вызывали обещанные им конструкторы «Лего», с которыми они смогут играться на уроках.

«Новый государственный стандарт начального образования полностью меняет подход к обучению. Раньше ребенок должен был усвоить массив информации по разным предметам, которые не пересекались между собой. Другими словами, ставка делалась на теорию и зазубривание. Теперь знания будут получать в игре, у детей должно сформироваться критическое мышление. Это аналог европейской образовательной модели», – заявляла аналитик по вопросам образования Ассоциации городов Украины Людмила Мозговая.

По словам чиновников из Минобразования, именно первоклассникам повезет больше остальных учеников. Их классы будут разделены на несколько зон: учебно-познавательную, игровую, художественно-творческую, мультимедийную и живой уголок. Таким образом, по мнению, экспертов ребенок не только будет с радостью ходить в школу, но и полюбит процесс получения новых знаний.

Старшеклассников также не обделили вниманием. Министерство образования пообещало им не только свободный выбор углубленного изучения предметов, но и обязалось обеспечить их всем для этого необходимым: ноутбуками, интерактивными досками, электронными учебниками и прочими новинками рынка технологий.

Для своих нужд Минобразование выбило из бюджета огромную по меркам прошлых лет субвенцию – около 1,4 млрд гривен, этих денег, включая дотации из региональных бюджетов, заявляли чиновники, хватит не только на различные новшества, но и на банальные ремонт классов, закупку парт и стульев, охрану школ и т.д.

«Одно из новшеств - это переподготовленные учителя. Речь идет о 40,5 тыс. преподавателей - более 22 тыс. в начальной школе, остальные - учителя иностранных языков, которые будут работать с первоклассниками. Ученики 1 класса должны прийти в новую образовательную среду. Правительство пошло на беспрецедентные инвестиции - более 1 млрд грн на парты, мебель, дидактику на основе софинансирования с местными органами», - сообщила Гриневич.

Что ж, планы – наполеоновские, но как же всё обстоит на самом деле?

Реалии жизни

Увы, в жизни всё гораздо прозаичнее. Начнем, с отсутствия школьных мест для детей, переполненных классов и вынужденном закрытии узкопрофильных заведений.

Еще весной этого года многие города Украины захлестнула паника: согласно новой реформе, детей в школы принимают исключительно по прописке. То есть, ребенок, проживающий в пригороде, не сможет ходить в городскую школу. Таким образом, большинство узкопрофильных заведений с уклоном на творчество, спорт или информатику лишились привычной части своих будущих учеников.

Для лучшего понимания будущего специализированных школ приведем пример: в Харькове есть лицей искусств, поступить в который можно было лишь сдав экзамены. Упор в школе делается на эстетическое мировосприятие и развитие творческих способностей детей. Конечно, общеобразовательные предметы никуда не деваются, но, можно сказать, идут в нагрузку к обязательной творческой составляющей – игре на музыкальном инструменте, хореографии, театральному мастерству, изучению истории искусств и пр. Теперь узкоспециализированное заведение вынуждено распахнуть двери для учеников ближайших домов вне зависимости от наличия у них таланта к тому или иному виду искусства. Можно сказать, что заведение лишится своей изюминки, из-за которой в данный лицей поступали дети, живущие в часе-полтора езды от школы. Более того, новым ученикам будет довольно тяжело учиться той же игре на музыкальном инструменте, если их миновал сей талант. Таким образом, или заведение будет вынуждено подстраиваться под новые стандарты, постепенно убивая свою главную составляющую и превращаясь в обычную общеобразовательную школу, или дети будут должны мучить себя, родителей и учителей, изучая то, к чему их душа не лежит.

Однако, это далеко не главная проблема. Основная трудность – это переполненность или недобор классов и отсутствие помещений для учебы.

В том же Киеве некоторые школы были вынуждены набирать по девять-одиннадцать первых классов, в то время как другие еле наскребали на один.

«Мы не ожидали такого вала заявлений. Только за счет детей из нашего микрорайона и братьев и сестер тех, кто уже учится в нашей школе (их учебные заведения также должны принимать без конкурсов) мы не только заполнили все свободные места, но и вынуждены были набрать дополнительный класс. В итоге, вместо шести первых классов, открыли семь. И все равно четыре ребенка все еще "висит в воздухе"», - рассказала в июле директор Бориспольской гимназии «Перспектива» Неля Клименко.

В некоторых школах их набирают по 8-10, нумерация уже доходит до 1-Л и 1-К.

«Школа рассчитана на 900 человек. Сейчас с учетом восьми первых классов по 35 человек – 2 тысячи человек. Под классы заняли часть библиотеки, подсобку химии, гардероб, все рекреации, кабинет директора, кабинет завуча. Так что, видимо, за счет этих помещений решили вопрос с классами», – рассказала киевлянка, мама детей-школьников.

Огромное количество учеников вынуждает директоров школ вспомнить подзабытые смены. И если с младшей школой всё более-менее понятно, то как распределить средние и старшие классы?

Клименко рассказывает, что некоторые школы были вынуждены пойти на крайние меры и ввести 3 смены.

«К примеру, в Киеве на жилмассиве Чайка первоклассникам предложили учиться в «подсменку» - с 12 часов дня. Это, конечно, еще не вторая смена, но уже и не первая, что неудобно родителям и некомфортно для маленьких детей», - доказывает правдивость слов Клименко сопредседатель общественной организации «Батьки SOS» Елена Бондаренко.

Однако и это еще не финал истории. Во многих классах нет не только обещанных первоклашкам «Лего», но и учебных мест.

«Мы не будем сюда принципиально заносить ни старые парты, никакой старой мебели. Деньги выделены, Скадовск должен нам поставить эти парты. Мы будем идти до конца принципиально», - рассказал отец школьника из поселка Лазурное на Херсонщине.

«Житомир, школа № 24, у первоклассников нет ничего, кроме «Лего». Учителям строго-настрого запретили даже заикаться о деньгах и ждать до 1 ноября парты, доски, книги. А как учить? Говорят, играйте, ведь это НУШ (новая украинская школа). А писать как?», - вторит ему мать одного из первоклассников.

Инспекция школ Тернопольщины умещается в одно предложение: «пустые классы, но все будет». Руководство школы в Товстолузе в середине августа уверяло родителей, что всё необходимое закуплено, находится на складе и требуется лишь установка. Однако, отчего-то, до сих пор ни парты, ни интерактивные доски (о которых учителя и вовсе никогда не слышали) не доставлены в школу.

В Кировограде (Кропивницкий) дела обстоят не лучше: ободранные стены, облупленный потолок, ошметки от линолеума на полу и 30-летние парты. Родители собираются устраивать акции протеста, так как помимо ужасающего вида классов, дети еще и не получат учебники.

К слову, с учебниками туго во всех без исключения украинских школах. Так же, как и с тетрадями, дневниками и прочими учебными материалами. Совмещение физики, химии, биологии, географию и астрономии в одним предмет «Естественные науки» требует новых учебников, которые, как сообщают взволнованные родители, никто из учителей еще в глаза не видел. Опять-таки, введение новых предметов, например, обязательного у старшеклассников «Гражданского воспитания» тоже требует уникальных учебных материалов. Впрочем, с этим, исходя из сегодняшнего курса Украины, проблем возникнуть не должно. Говоря о предметах, нельзя не отметить еще один новый – «медийную грамотность», которая, по словам чиновников, научит детей отличать какие из СМИ несут вражескую пропаганду, а какие говорят лишь истинную правду.

Отметим, что по заявлению Минобразования, сроки поставки учебников в школы сместились в среднем в месяц. По прогнозу, 5 класс должен был получить учебники в июле, 1 класс - в августе, 10 - в сентябре (именно для этих классов печатались принципиально новые материалы). По словам Гриневич, наличие книг для 1 класса до 1 сентября было принципиально важно для учителей и их подготовки. Однако к первоклашкам учебники приедут в сентябре-октябре, для 5 классов - в августе-сентябре, а 10 классы смогут пользоваться печатными экземплярами с ноября.

Правда, с 1 сентября на официальном сайте Минобразования учебники будут опубликованы в электронном виде и доступны для скачивания. Но замысел чиновников о переходе на электронные книги также не оправдал надежд. Родители учеников принципиально отказываются покупать планшеты и прочие гаджеты для своих детей, ссылаясь, что это очень дорого, а если необходимо, то пусть Минобразования само обеспечивает учеников надлежащими предметами, что, естественно невозможно из-за отсутствия заложенных в бюджет средств.

Что же касается пресловутых родительских сборов, то учитывая все вышеописанное, они не только не исчезли, но и стали в разы больше.

«Вчера был на собрании. Попросили срочно сдать 500 грн на тетради, а также на наполнение класса — надо сделать уголок для отдыха, зону для игр, «зеленую» зону и прочее на 50 кв. м. До начала занятий — считаные дни, а в классах — разваленные парты, линолеум торчит», — жалуется киевлянин, чей сын идет в первый класс.

В Запорожье мать первоклашки сетует, что уже сдала 700 грн — 200 грн на нужды класса и 500 грн на тетради. Такая же ситуация и в Одессе, где родители первоклассников сдали 1000 грн на класс и на учебники еще 600 грн. В Харькове родители также отчитываются о тратах: 250 грн в фонд школы, 100 грн — на месячные расходы класса, 150 грн — на футболки, звоночки, цветы педагогам, каравай, рушники, итого – 500 грн.

Что ж, подытожить результаты новой школьной реформы можно лишь «выдающимся» заявлением народного депутата от «БПП», главы комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки, заслуженного работника образования Украины, педагога и доктора педагогических наук Александра Спиваковского:

«Школа не должна быть авторитарной, учитель и ученик должны стать равноправными партнерами. Учитель утратил монополию на знания — появился интернет, дети получили неограниченной доступ к информации. Технический процесс не стоит на месте, а парты и все остальное — это антураж. Не стоит концентрироваться на создании комфортных условий для детей. Жизнь не состоит из комфортных условий и не надо их создавать искусственно».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх