На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Благополучный фон для выдвижения создан: россиянам рассказали о росте зарплат и ВВП

Правительство радует: по итогам года рост ВВП может быть больше 2%, заявил Дмитрий Медведев на деловом и инвестиционном саммите АСЕАН; реальные доходы россиян выросли на 2,5%, сообщает Росстат; безработица за 2018-2020 гг. может снизиться до 4,7%, прогнозирует Минэкономразвития. Однако новости не от официальных источников не так радужны - в исследовании Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) говорится о том, что по итогам III квартала число банкротств в экономике приблизилось к историческому максимуму. И как-то эти данные не бьются с данными официальных ведомств.

Вместе с этим СМИ сообщают, что в Кремле обсуждают – когда лучше Владимиру Путину заявить о своем выдвижении на пост президента. По информации РБК, это может произойти до нового года, возможно, после назначения кампании 7-17 декабря.

Так удастся ли создать благоприятный экономический фон в СМИ для главных федеральных выборов? Об этом в беседе с Накануне.RU рассуждал экономист, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Вопрос: По данным ЦМАКП, количество банкротств за III квартал 2017 г. увеличилось на 12,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года – насколько это совпадает с текущим положением дел?

Михаил Делягин: Когда мы говорим о числе банкротств, то мы должны учитывать, о каких компаниях идет речь, потому что банкротство ИП – это одно, а банкротство крупного комбината – это совсем другое. Но в целом, конечно, если Банк России и Правительство Медведева проводят последовательную политику ликвидации российской экономики, и делают это вполне успешно и эффективно, то, естественно, растет доля банкротств. Если вы лишаете экономику денег, устраиваете чудовищный денежный голод, то, конечно, предприятия будут закрываться, и число банкротств будет расти.

Вопрос: И, вероятно, можно ожидать увеличения количества банкротств в будущем при продолжении нынешней политики?

Михаил Делягин: Да, и я думаю, что, если господин Медведев и госпожа Набиуллина что-нибудь читают, то они этот доклад Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования – кстати, лучшей организации по макроэкономическому анализу в России – прочитали с чувством глубокого удовлетворения и испытали гордость за плоды своих трудов.

Вопрос: А как это согласуется с тем, что безработица, по данным МЭР, будет снижаться до 4,7% к 2020 году?

Михаил Делягин: Во-первых, у нас снижается численность людей в трудоспособном возрасте. Потому что начинает "работать" "демографическая яма" 90-х годов. Люди, которые не родились в 1999 г., как раз в этом году должны были стать 18-летними. Так что мы начинаем уже сталкиваться с демографической ценой реформ того периода.

А демографический ущерб от либеральных реформ на начало 2017 г. превышал демографический ущерб войны на начало 1946 г. То есть это те, кто не родились, и те, кто раньше времени умер. В этом отношении Гайдар с Чубайсом оказались для страны страшнее Гитлера.

С другой стороны, возможно, что господа из Минэкономразвития предполагают, что еще большее количество граждан будет вытесняться из "теневой" экономики, потому что у нас же те, кто занят в "теневой" сфере, не числятся безработными. И у нас, чем человек беднее, тем он больше должен платить налоги. Это уникальная в мире система, когда построен налоговый рай для миллиардеров и налоговый ад для всех остальных. Поэтому люди уходят "в тень" и, может быть, Минэкономразвития просто реструктурирует эту тенденцию.

Вопрос: Тогда как относиться к информации о том, что реальные зарплаты россиян выросли на 2,5%?

Михаил Делягин: А если инфляцию еще сильнее занизить, то они еще сильнее вырастут. А второе, что очень важно, у нас зарплату считают зарплатой работника вместе с зарплатой топ-менеджмента. И не раз уже было так, что средняя зарплата на предприятии заявляется на уровне 80 тыс. руб., а никто из рядовых сотрудников больше 35 тыс. руб. никогда не видел. Именно по этой причине.

Вопрос: Но все равно главная позитивная новость – ожидаемый рост ВВП по итогам года может превысить 2%, по словам премьер-министра – как Вы это оцениваете?

Михаил Делягин: Я напомню, что статистическая погрешность ВВП составляет 3%, во-первых. А во-вторых, если изнасиловать статистику так, как сделали это в ноябре прошлого года, то может и 20% получиться, в чем проблема?

После ноября прошлого года наша макроэкономическая статистика, по моим ощущениям, не выражает ничего. Вот просто два примера, после которых я перестал за ней следить: в январе этого года у нас железнодорожные перевозки выросли на 11%, а это грузовые железнодорожные перевозки – предельно инерционный показатель. Он не может расти так сильно. А в феврале этого года у нас был промышленный спад, причиной которого было падение водоснабжения в Российской Федерации на 20%. Это тоже невозможно – у нас не было засухи в феврале, никто не испытывал жажды.

Так что всерьез относиться к официальной макроэкономической статистике я бы не стал – ни к положительной, ни к отрицательной. Кроме того, рассказы официальной статистики о нашем инвестиционном росте во втором квартале – инвестиционный рост составил 6,4% - они даже либералов ВШЭ достали. Те стали выяснять, как это "нарисовано". Оказалось, что Росстат просто решил, что в ненаблюдаемом им росте экономики наблюдался очень большой инвестиционный рост.

Вопрос: То есть просто сами дописали то, чего не могут отследить?

Михаил Делягин: Есть часть экономики, которую Росстат объективно не видит – это малый бизнес, средний бизнес и "теневая" экономика – ну, Росстат решил, что раз он их не видит, то там огромный инвестиционный рост почему-то.

Вопрос: Но, возможно, есть что-то положительное все-таки, кроме заголовков?

Михаил Делягин: Есть положительные вещи: у нас за октябрь данных по федеральному бюджету нет, но сентябрь и август – профицитный федеральный бюджет, а май-июль дефицит пренебрежимо мал, 0,5% ВВП или меньше.

Это хорошая новость. Но все сэкономленные деньги замораживаются в бюджете – они на развитие страны, на решение социальных проблем не идут.

У нас очень большие международные резервы – более $420 млрд, и порядка $150 млрд можно прямо сейчас направить на экономическое развитие и на любые задачи, которые захочется. Но поскольку главная задача Правительства и Банка России, поскольку там либералы сидят, это поддержание глобальных спекуляций, а не развитие России, то от этих денег ни жарко, ни холодно.

Вопрос: Часто говорят про низкую инфляцию…

Михаил Делягин: У нас действительно снизилась инфляция, это тоже хорошая новость, если забыть, что она снизилась "на костях" – за счет того, что у людей нет денег. Бедность и нищета людей переломили алчность монополий. Хотя формально новость хорошая.

У нас цена нефти выросла до $63 за баррель, а не так давно – в январе 2015 г. было $27. Это тоже хороший показатель, который нам обеспечивает некоторую стабильность в перспективе. Но этого хватает, чтобы обеспечить стабильность рубля. То есть рост цен на нефть перекрывает начавшееся бегство спекулятивного капитала из России. Но, опять-таки, эта стабильность – как на кладбище – от нее никто ничего не почувствует. Государство имеет хорошие результаты, но оно никак не использует их для развития страны и для решения хотя бы самых неотложных социальных задач. У нас как дети умирали с формулировкой "нехватка бюджетных средств" – так и сейчас умирают.

Вопрос: То есть все это – лишь благополучный фон для начала президентской кампании?

Михаил Делягин: Создается благополучный фон, но создается чиновниками друг для друга, потому что страна в него не верит.

Вопрос: Тогда не проще ли запустить какие-то практические меры?

Михаил Делягин: Во-первых, тогда нужно меньше воровать. А это значит, нужно грабить себя и друг друга. А во-вторых, и самое главное, развивать Россию – это значит создавать потенциального конкурента для глобального бизнеса, то есть – для хозяев либералов. То есть для либералов развитие России – это измена родине в прямом смысле слова. Они на это не пойдут.

Подпишитесь на нас

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх