Последние комментарии

  • АЛЕКСАНДР НИКИФОРОВ17 июня, 20:53
    Это просто слова сказанные бывшим.  Трусливое руководство РФ на это не пойдет - утрется в очередной раз, выразив "реш...РФ может отозвать признание Латвии независимым государством
  • Галина17 июня, 20:22
    И на Донбассе НИКОГО в плен не брать!Украина выслужится перед США, раскрыв тайну гибели американцев во Вьетнаме
  • юрий смирнов17 июня, 18:54
    Ну и рожа у нееЖена израильского премьера Сара Нетаньяху пошла под суд за походы по ресторанам на бюджетные средства

Монополия Порошенко и Ахметова: Олигархи ищут выключатель для Зеленского

С 1 июля на Украине должен стартовать рынок электроэнергии. О полной готовности к новым условиям работы энергетики недавно заявили в НЭК «Укрэнерго». Подгоняют украинские власти к нововведениям и западные партнеры. В Агентстве США по международному развитию USAID считают, что время реформы пришло и медлить нельзя.

Но, как всегда, реформаторы не учитывают украинские реалии.

По мнению заместителя директора по развитию рынка НЭК «Укрэнерго» Андрея Немировского, все сетевые компании будут полностью готовы к запуску рынка электроэнергии с 1 июля 2019 года. Об этом он заявил в ходе круглого стола USAID на тему «Внедрение в Украине нового рынка электрической энергии. Вызовы и пути решения». «Пять сетевых компаний полностью готовы к работе в рынке, шесть – заканчивают подготовку, остальные будут готовы до конца месяца», – доложил Немировский.

В чем же смысл грядущих преобразований? На сегодняшний день распределение произведенной в стране электроэнергии контролируется государственной компанией «Энергорынок»: электростанции продают ей электроэнергию по установленной правительством цене, затем «Энергорынок» отправляет электричество в адрес Облэнерго, которые уже распределяют ее между потребителями. Запуск рынка должен сломать этот принцип: отныне контракты на продажу электроэнергии будут заключаться на бирже компаниями-посредниками и трейдерами, а Облэнерго будут отвечать только за ее поставку по сетям. Либерализация энергетики является частью международных обязательств Украины по внедрению норм Третьего энергопакета ЕС, и увязаны они с продолжением кредитной программы МВФ.

Однако есть одно обстоятельство, ставящее крест на всех этих рыночных инициативах. Украинская энергетика до предела монополизирована, что не особо располагает к появлению конкурентного рынка. В частности, «ДТЭК» Рината Ахметова, государственные «Центрэнерго» и «Энергоатом» делят между собой свыше 90% генерации электроэнергии. И это обстоятельство намекает на то, что новоиспеченный «рынок» не успев родиться, сходу окажется во власти ключевых представителей крупного капитала и теневых «генералов» госкомпаний.

Так или иначе, именно вышеуказанные гиганты будут заведовать ценообразованием, потому что альтернативных производителей электроэнергии на Украине нет. Гидроэнергетика мизерная, про зеленую энергетику умолчим, а импорт из энергодефицитной Восточной Европы такой же, как в случае с газом: или недостаточно, или с огромной наценкой. Впрочем, и здесь все рубильники в руках ДТЭК Ахметова, контролирующего Бурштынский энергоостров – ключевой канал импорта из европейских стран.

Надо отметить, что в целом свободный рынок электроэнергии вещь весьма условная, даже в Евросоюзе. Ведь производство электроэнергии всегда ограничено – ее производителей можно пересчитать по пальцам, и от запуска энергетической биржи их больше не станет. Конкретно в ЕС смысл рынка выражался в том, что он обеспечивает большую гибкость энергосистемы на сезонных колебаниях. А некую иллюзию высокой конкуренции создает развитие зеленой энергетики – именно ее довольно многочисленные производители и создают впечатление рынка. Но проблема в том, что зеленые источники обеспечивают незначительную генерацию, и, разумеется, она гораздо дороже.

В украинских же реалиях введение рынка электроэнергии нельзя воспринимать иначе, как очередную манипуляцию, которая усилит позиции и без того сильных, а для населения обернется исключительно резким ростом цен. Собственно, по этой причине Запад активно поддерживает нововведения – так можно замаскировать рост тарифов под «волю рынка», а не аппетиты властей или МФВ.

Между тем, пока украинцы пребывали в демократической эйфории от победы Зеленского, старая олигархическая гвардия не теряла времени даром. Тот же Ринат Ахметов активно готовил почву для своей будущей монополии. Чтобы войти в создаваемый рынок на вдохе и втянуть в себя львиную долю украинской энергетики, Ахметов прикупил пару облэнерго. Так, в этом году Антимонопольный комитет Украины дал разрешение компании ООО «ДТЭК Нефтегаз», входящей в энергохолдинг ДТЭК, приобрести контрольные пакеты акций «Киевоблэнерго» и «Одессаоблэнерго». Благодаря этому ходу конем, группа Ахметова преодолела порог в 35% на рынке поставки электроэнергии, что является структурным признаком монополии. В итоге на сегодняшний день Ахметов контролирует более 80% тепловой энергогенерации, свыше 80% добычи энергетического угля и уже упоминавшийся Бурштынский энергоостров – то есть импорт.

И, кстати, антимонопольщики были не против, потому что очень за был Петр Порошенко, без которого триумфальное возрождение Ахметова после 2014 года было бы невозможно. Ведь именно с Порошенко Ахметов в последние несколько лет прокручивал схему «Роттердам+», ранее подробно описанную в материале Владимира Скачко. Коротко напомним, что схема позволяла везти на Украину уголь из России, ДНР и ЛНР по цене, как если бы он был куплен в порту Роттердама и доставлен в одесский порт. То есть с наценкой от 50 до 90 долларов с каждой тонны угля. Наценка эта благополучно оседала в карманах джентльменов, ее организовавших.

Однако схема «Роттердам+» откровенно грязная и наглая. Она вызывала общественное возмущение и даже попытки отдельных политиков расследовать ее и блокировать. Ведь формулу расчета устанавливало государство руками структуры, созданной по указу Петра Порошенко (НКРЭКУ) и полностью подчинявшейся его воле.

Именно для того, чтобы спрятать подальше столь откровенное воровство из карманов граждан, Порошенко с большим удовольствием и запустил процесс создания энергорынка. Ведь тогда схема «Роттердам+» больше не нужна, потому что цену теперь назначает рынок. Но там, где рынка не может быть по определению, ее будут назначать все те же «герои». А вскоре они же смогут поучаствовать в приватизации остатков лакомых госактивов в энергетике, вроде «Центрэнерго», контроль над которой уже неформально был установлен бывшим президентом.

Именно поэтому, кстати, команда Зеленского активно сопротивляется введению рынка электроэнергии. В частности, 10 июня стало известно о том, что в парламент были внесены два неотложных законопроекта об отсрочке старта рынка. Ведь если процесс начнется, контроль над энергетикой будет выбит из рук государства и фактически окажется в руках Ахметова и Порошенко. Тогда Зеленский окажется не в силах выполнять свои предвыборные обещания по снижению тарифов – у него не будет никаких рычагов влияния. И это вопрос, пожалуй, не менее важный, чем выборы в парламент, ведь тот, кто способен отключить свет и тепло по всей стране, способен «отключить» и президента.

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх