На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Голубая мечта нашего «креативного класса» – войти в Европу «через зад»

Только что мне в руки попался первый, за январь 2018 года, номер популярного журнала «Psychologies». Вроде бы – где политика, и где психология? Но отдалённость этих понятий – иллюзия. Политика так или иначе всюду – в том числе и здесь.

Центральное интервью номера – с актёром Томом Харди. Интервьюер со второго вопроса спешит к сути:

– На пресс-конференции в связи с одним из ваших героев, по фильму он гей, журналист задал вопрос о вашем собственном гомосексуальном опыте, а вы…

Харди пытается и так и сяк уйти от ответа, но интервьюер не успокаивается, настаивая, что благодаря личному опыту, о котором Харди отчего-то расхотел говорить, он такой хороший актёр…

В разделе «Большой экран» – о новом английском фильме «Виктория и Абдул» про трогательную дружбу королевы Англии и ее слуги раджи из Индии – британской на тот момент колонии. Автор колонки и словом не желает обмолвиться о новейшей привычке английского и американского кино откровенно перевирать историю, рассказывая о таких близких и добрых отношениях между колонизаторами и колонизируемыми. Хотя в Англии и США ни индийцы, ни индейцы в действительности вообще не считались людьми. И тем более не становились частью национальных элит – в отличие от России, где элиты в равной степени пополняли и собственно русские люди, и выходцы из Европы, и выходцы из ордынских, кавказских и всех прочих народностей.

Вы скажете: а что, журналистка обязана об этом упомянуть?

Нет, не обязана.

Тем не менее когда в разделе «История» речь идёт о новом томе отечественной истории в картинках – «Намедни. Наша эра. 1931 – 1940», журналист считает своим долгом похвалить автора книги: «Захват Прибалтики в 1940 году назван со всей честностью – захватом».

Правда, бойцов Красной Армии во многих селениях тогда встречали с цветами огромные, совершенно искренние толпы народа – а правили странами Прибалтики полуфашистские режимы. Посему в преддверии огромной войны, уже, кстати, начавшейся, Прибалтику неизбежно пришлось использовать в качестве разменной территории, дабы максимально отодвинуть от Москвы фашистские войска – которые, если б мы не пришли в Прибалтику первыми, пришли бы туда вместо нас. Но зачем о таких скучных вещах рассуждать, верно?

Прибалтику коварно захватили, а королевы Англии очень дружили с ничтожными индийскими слугами, поверяя им свои королевские тайны.

В статье о братьях Стругацких говорится (устами психолога Дмитрия Леонтьева): «В 60-е годы у нас в моду вошла фантастика, жанр, который раздвигал жёсткие рамки советской реальности».

Но во-первых, фантастика вошла у нас в моду в 20-е годы – как жанр, не «раздвигающий жёсткие рамки» – а продолжающий советский проект как таковой. О романах Алексея Толстого и Александра Беляева психолог должен был слышать в детстве, но на самом деле текстов с элементами фантастики или антиутопии именно в 20-е годы вышло в СССР даже не десятки, а сотни. Советский проект для миллионов советских людей был вертикальным, победительным, посему фантастический жанр, тем более в 60-е – после прорыва в космос – вырос из него совершенно органически.

Но нет, раз нам сказали «раздвигая жёсткие рамки» – значит, так тому и быть.

Остаётся вопрос: а фантастический жанр в Европе и в США – он был в моде, так как развивал «жёсткие рамки капитализма» или по какой-то еще причине? Отвечаем сами: нет, конечно, откуда у капитализма «жёсткие рамки» – там простор и полная невесомость, открытая каждому, даже индийскому слуге.

В разделе «Здоровье» журналист уверяет, что традиция общих бань в Амстердаме – когда мужчины и женщины моются вместе – абсолютно нормальна, и только скучные русские люди находят это странным. «Только позднее, вкусив медитативную прелесть коллективной помывки, я убедилась в правоте европейцев», – уверяет автор.

«Медитативная прелесть помывки» – это будь здоров!

Тысячу лет – когда ещё никаких бань в Амстердаме не было – русские люди мылись отдельно: сначала мужчины, потом женщины. Но правы почему-то оказались европейцы (у большинства «европейцев», к слову сказать, никаких бань как не было, так и до сих пор нет).

Вы можете заключить, что подобное прочтение журнала выдаёт во мне ханжу – как хотите, я не обижусь.

И я не имею ничего против того, что кто-то ходит в общие бани, что у Харди был гомосексуальный опыт, что есть люди, которые считают советскую империя плохой – в том время как английская королева была доброй тётушкой. Но сложно не отметить очевидные – и вместе с тем почти неприметные, лёгкими пассами вводимые в наше сознание константы.

Я взял для примера всего один глянцевый российский журнал, но если взять с лотка сразу пятнадцать таких – там будет примерно то же самое: несчастная Прибалтика, ужасные советские вожди, британская романтика и общие бани…

И когда потом явятся новые уренгойские мальчики и уренгойские девочки, возмущённые люди вновь побегут искать виноватого – в первую очередь в лице этих несчастных юниоров.

Но в чём они виноваты? Да ни в чём!

Они росли в мире, где выводы об ужасном и вековечном насилии русских (советских) солдат над несчастными немецкими (европейскими) людьми складываются едва ли не из воздуха.

Из этого моего текста можно сделать совершенно неверный вывод – что я желаю цензуры или что мне не нравится журнал «Psychologies».

Нет, журнал «Psychologies» вполне симпатичный, а цензура нам не нужна.

Мне просто хотелось сказать, что мышление современного прогрессивного человека – а журнал делают, безусловно, современные и прогрессивные люди – имеет столь же очевидные ханжеские стороны и столь же явные зоны умолчания, как и мышление советского человека.

Разве что советский человек втайне догадывался, что «где-то как-то что-то у нас не так», и склонен был иронизировать над действительностью. А нынешний среднестатистический глянцевый журналист верует, что находится на иных ступенях бытия, что он необычайно вырос, постигнув очень и очень многое.

А между тем он никуда он не вырос.

Он всё тот же косный человек, который одни благоглупости заменил на другие. Или, как сказала бы нам иная представительница глянца, понял, в чём удовольствие коллективной «медитативной помывки». В данном случае – медитативной помывки человеческого сознания. И своего собственного тоже.

Делается это не из зловредности. И никакого заговора тут нет. Просто таким образом за последнюю четверть века сложилось мышление нашего «креативного класса», которому эта форма мышления кажется прогрессивной, европейской… Войти в Европу «через зад» – его голубая мечта…

Захар Прилепин

publizist.ru

Картина дня

наверх