На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Русские напали на Южную Осетию и убивали мирных грузин просто так» — Могут ли международные организации быть объективными в принципе?

Вы никогда не задумывались о собственном отношении к международным структурам, которые призваны стоять над государствами и помогать людям бороться за свои права и с беззаконием в собственных странах? Я имею в виду Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), Международный уголовный суд (МУС) и другие подобные организации. Не об отношении государства, власти, общества, а о вашем личном отношении?

В дискуссиях мы часто используем какие-то решения этих организаций, высказывания их руководителей и прочие документы, как аргументы в пользу того или иного высказывания. И при этом, где-то там, внутри собственного Я, мы относимся к этим решениям и высказываниям очень скептически.

Если говорить честно, то подавляющее большинство людей знает, что все эти международные организации совсем не независимы и решают, чаще всего не по справедливости, а исходя из политических, экономических или каких-то других соображений. Я не могу сказать, что так думает большинство россиян. Никаких исследований по этому вопросу не проводил. Это моя собственная оценка ситуации.

Воплощенная в жизнь мечта или утопия, которая вредит миру

Человечество имеет достаточно большой опыт использования международных организаций и структур для решения каких-то проблем.

Наверное, наиболее показателен в этом отношении Нюрнбергский трибунал и конференции руководителей стран-победительниц в войне.
Победители осудили и покарали побежденных. На встречах лидеров стран-победительниц была создана система международных отношений. Союзники и побежденные приняли решения без особых претензий. Всех устраивало то, что ответственность за планету взяли на себя несколько стран.

Мир разделился на СССР и его союзников и США, Великобританию и Францию и их союзников. Участь побежденных была более плачевна. В зависимости от географического положения они стали либо проамериканскими, либо просоветскими. Почему? Да просто потому, что все решения конференций и трибунала были подкреплены сильными армиями победительницами.

Организацией, которая решает глобальные вопросы мира, стала ООН. При сохранении лидерства стран-победительниц, в ООН глобальные вопросы войны и мира, экологии, голода, отношений между государствами решаются всеобщим голосованием. При этом Совет Безопасности сохраняет исключительные права для введения любых санкций против стран, включая введение армий стран – членов ООН.

И вот тут-то и родилась идея создания других международных организаций, которые бы решали проблемы меньшего масштаба, чем ООН. Проще говоря, специализированных международных организаций, которые бы занимались конкретными вопросами. Я начал с ЕСПЧ и МУС, поэтому и именно эти организации продолжу приводить как пример.

Итак, начнем с МУС. Просто потому, что это первый международный орган уголовной юстиции. Какие вопросы он рассматривает? Список их не велик. Международный уголовный суд призван юридически преследовать лиц, которые ответственны за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. В 2008 году была добавлена ещё одна сфера ответственности – преступления агрессии. Некоторые путают МУС и Гаагский международный уголовный суд ООН.

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека (Страсбургский суд, ECHR), полномочия которого распространяются только на страны – члены Совета Европы (не путайте с ЕС) и ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Иногда ЕСПЧ путают с Международным судом ООН, а Европейскую конвенцию путают с Всеобщей декларацией прав человека.

ЕСПЧ рассматривает жалобы физических и юридических лиц только на предмет нарушения их прав, предусмотренных Конвенцией, исключительно со стороны государства, государственных органов и должностных лиц государства, являющегося членом СЕ и/или принявшего Конвенцию.

Хорошо? Действительно идея прекрасна. Даже её воплощение в начальный период было вполне достойным. Но что произошло потом? Почему эта идея оказалась утопичной? Почему у большинства россиян возникли сомнения в объективности этих международных институтов?

Я считаю, что переломным моментом стали события в Югославии и последующие действия международных судов и организаций. Помните Международный трибунал по Югославии (МТБЮ)? Временно созданный трибунал, который должен был до 2010 года наказать всех виновных в убийствах мирных граждан в Югославии. Но, напомню, трибунал работал аж до 2017 года.

И какие решения были приняты «международным сообществом»? В тюрьме Гааги оказалось практически все военное и гражданское командование Сербии, а вот все хорватские генералы были оправданы! 60 % арестованных почему-то были из сербов и черногорцев. Хорваты же составляли всего 18 % арестованных. Чем не типичная картинка из детской сказки о борьбе добра и зла?

Современный мир отличается от старого достаточной открытостью информации. Так что те, кто хотел видеть события в бывшей Югославии объективно, вполне могли это сделать с помощью не только СМИ, но и независимых источников из интернета. Эта картинка сильно отличалась от той, что создал МТБЮ. Вот откуда появился тот скепсис, который существует сегодня, в том числе у нас в головах.

Идея объективного суда в мире, разделенном по политическому принципу, где ведущие державы противостоят друг другу, практически невозможна! Это утопия. Тем более в период, когда отношения между великими державами находятся почти на нулевой отметке. Судья и прокурор не может быть независим от политики собственного государства, блока государств или идеологии.

«Русские напали на Южную Осетию и убивали мирных грузин просто так»

То, что вы только что прочитали выше, не бред. Эта ложь – скорая перспектива нашей современной действительности. А взял я войну 08.08.08 для примера просто потому, что ещё пару месяцев назад в республиканских СМИ Северной и Южной Осетии появилась информация о предвзятой работе следователей МУС по делу о войне 2008 года.

За прошедшие 13 лет после этих событий МУС много раз делал заявления устами своих чиновников. Суть этих заявлений была настолько мутной, что понять их обычный обыватель просто не мог. Кто виноват? Кто начал войну? Было ли преступлением нападение на российских миротворцев, законно находившихся в РЮО?

Если «смыть пену» со всех этих заявлений, то получается банальное – идет следствие. А сами заявления прекрасно вписываются и в версию о внезапном нападении Грузии на РЮО, и в версию о внезапном нападении грузин на российских миротворцев и мирных граждан РЮО. Вспомнил прекрасное выражение одного из осетинских журналистов –«предсказания старой, мудрой цыганки, которая знает, как сохранить лицо при любом развитии событий».

Как же идет это самое следствие? В конце марта – начале апреля на местных информационных ресурсах было опубликовано достаточно много материалов по этому поводу. Вот, например, цитата с информационного портала РСО-Алания «15-й регион» из материала, опубликованного 1 апреля этого года:

«Нам стало известно о попытках Международного уголовного суда (МУС) осуществить на территории Республики Южная Осетия неофициальный сбор тенденциозной информации о трагических событиях августа 2008 года. Он предпочитает «не замечать», что грузино-осетинский вооруженный политический конфликт, приведший к пятидневной войне 2008 года, стал прямым следствием политики радикального национализма, реализуемой грузинским руководством в отношении Южной Осетии на протяжении длительного времени».

Это не позиция редакции портала или какого-то журналиста. Это цитата из совместного заявления общественных организаций Южной Осетии «Адæмы Ныфс» и «Единая Алания». Именно эти организации отслеживают действия грузинской стороны и МУС на территории РЮО и Грузии, а также работу следователей МУС. И именно они забили тревогу после того, как выяснились некоторые факты нечистоплотной работы членов МУС.

Может возникнуть вопрос о том, почему осетины так внимательно следят за Международным уголовным судом? Ответ достаточно прост. В 2008 году там тоже верили в объективность международных организаций, в справедливость. Тогда в МУС было направлено свыше 3000 заявлений от граждан РЮО.

Причем, стоит отметить, что в большинстве этих заявлений были не столько материальные претензии к Грузии, сколько желание международной юридической защиты с целью недопущения повторения войны.

Но продолжу цитировать издания «Единая Алания» и «Адæмы Ныфс»:

«Каково же было наше разочарование, когда мы поняли, что МУС их фактически проигнорировал. Более того, когда в 2016 году вновь встал вопрос о начале расследования дела, прокурор МУС Фату Бенсуда обвинила южных осетин в «военных преступлениях», «организованном изгнании десятков тысяч грузин», а также «нападении на миротворцев».

При этом самих российских миротворцев, которых грузинские танки и артиллерия расстреливали в упор, прокурор обвинила в… «проявлении пассивности» и даже «соучастии в преступлениях осетин».

Когда начинаешь разбираться в каком-то вопросе, чаще всего не особо обращаешь внимание на первые страницы документов. Обычные общие фразы не очень интересуют. Но в уголовном деле о пятидневной войне 2008 года есть «мелочь», на которую стоит обратить внимание. Это сроки, когда совершались уголовные преступления.

«… расследованию подлежат преступления, попадающие под юрисдикцию МУС и предположительно совершенные в Южной Осетии и Грузии в период с 1 июля по 10 октября 2008 года».

А как быть с обстрелами территории РЮО с 2004 года? Как быть с почти ежедневными обстрелами жилых кварталов Цхинвала, осетинских сёл и транспортных коммуникаций на территории, контролируемой законной властью Южной Осетии с 29 июля 2004 года по 1 июля 2008 года?

Эти действия не попадают под юрисдикцию МУС?

Опять процитирую заявление «Адæмы Ныфс» и «Единой Алании»:

«До недавнего времени у южных осетин оставалась небольшая надежда, что МУС войдет в рассмотрение дела по существу и отметит тот факт, что война августа 2008 года готовилась Михаилом Саакашвили целых 4 года. В период с 2004 по 2008 гг. жертвами так называемой «разморозки» грузино-осетинского конфликта и проводимой властями Грузии политики государственного терроризма стали сотни граждан Южной Осетии».

Свидетеля можно найти, а можно купить

Именно так поступает МУС. Общественники РЮО приводят примеры работы следователей суда в Южной Осетии. Примеры, которые прямо сказать, не украсили бы любую международную организацию.

«Следователи суда устанавливают неофициальные контакты с жителями Южной Осетии, открывают в Грузии «Фонд пострадавших МУС», предусматривающий реализацию программы помощи жертвам «войны августа 2008 г.» на общую сумму в размере 600 тысяч евро, пытаются собрать и задокументировать сведения о противоправных действиях граждан Южной Осетии и российских миротворцев, предлагают гражданам РЮО под видом «компенсаций» за предоставление интересующей МУС информации».

Интересно то, что действия грузинской стороны МУС не особо интересуют. И такой работы со свидетелями в Грузии не ведется. Как и то, что следователи почему-то очень интересуются секретными документами осетинской стороны, но не интересуются такими же документами грузинской стороны.

Не кажется ли вам, что тут сильно пованивает банальным шпионажем?

Не надо быть большим специалистом, чтобы понять тот факт, что МУС мало интересует армия РЮО, а вот другая армия-участник войны действительно интересна.

Прослеживается интересная тенденция – перевернуть историю войны с ног на голову. Сделать агрессора жертвой, а жертву – агрессором.

Война не закончена, она просто заморожена

Мы стали забывать ту войну. Вроде бы все понятно. Все акценты расставлены. Понятно кто нападал, а кто защищался. Но это не факт. Это для нас понятно, это для народа РЮО понятно. Для тех, кто дрался на той войне, понятно. Но, как видно из действий того же МУС, не факт для Запада. Мирный Кавказ не нужен. Более того, для Запада мирный Кавказ вреден.

«Считаем, вместо миротворчества МУС, вороша события 2008 года, фактически подогревает затухший конфликт в регионе. А это никак не может способствовать стабильности. Нестабильность же в современном мире затрагивает все страны, в том числе и признающих Римский статут, на основе которого работает Международный уголовный суд».

Конечно, мне возразят: грузины – умный народ и понимают, что военным путем конфликт не решить. Согласен полностью. Только украинцы тоже умный народ, но… Не стоит преувеличивать значение народа в международных отношениях. Да, сегодня грузины не хотят воевать. А что будет тогда, когда, не дай Бог, к власти в Тбилиси каким-то образом придут радикальные националисты, опять же, по украинскому варианту?

Не вспомнят ли воинственные грузинские националисты о Южной Осетии, об Абхазии? Возможен такой вариант? А почему нет? Конечно, я рисую самый негативный сценарий развития событий. Просто потому, что считаю необходимым предупредить о такой возможности априори.

Международные организации, включая даже ООН, все чаще и чаще демонстрируют свою неспособность решать возникающие проблемы. Более того, они действуют в интересах каких-то политических сил или государств. Причем, даже не скрывая этого. Мы это видим на Донбассе, в РЮО, в Афганистане, в Сирии и дальше по списку…

Как мне кажется, сегодня уже можно с уверенностью говорить о крахе самих институтов таких организаций. За примером далеко ходить не надо. Последние события на Ближнем Востоке это показывают прекрасно. Нет у мирового сообщества методов для обуздания войны. Для разжигания – есть, а для «ликвидации пожара» – нет…

Значит, нужны какие-то реформы, какое-то новое построение надгосударственных структур, которые будут обладать не только возможностью обсудить, но и возможностью наказать. Что это должно быть – для меня пока не ясно.

Мы должны либо вернуться к Ялтинско-Потсдамской системе, либо идти дальше и формировать кардинально новую систему международных отношений.

Автор:

Александр Ставер

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх