Как отметил замглавы МИД РФ, переговоры России и Запада о гарантиях безопасности могут проходить на разных треках, но от этого не должна изменяться суть предложений Москвы
Рябков: Россия не блефует, выдвигая предложения США и НАТО о гарантиях безопасности
Российская сторона не блефует, выдвигая предложения США и НАТО о гарантиях безопасности, и будет всеми силами внедрять на Западе понимание этого.
«Когда мы говорим совершенно твердо и определенно, что требуем официального отзыва решения Бухарестского саммита 2008 года о том, что Украина и Грузия станут членами НАТО , когда мы говорим, что дальнейшее расширение НАТО надо в принципе исключить, когда мы говорим, что инфраструктуру НАТО и разного рода мероприятия, которые являются провокационными для России, надо откатить на позиции, существовавшие на момент подписания основополагающего акта Россия — НАТО 1997 года, мы не блефуем. Это наши реальные предложения. Понимание этого нужно внедрять [на Западе] всеми силами, и мы будем этим заниматься», — сказал он.
Сохранение сути предложений
Переговоры России и Запада о гарантиях безопасности могут проходить на разных треках, но от этого не должна изменяться суть предложений Москвы, отметил Рябков.
«Мы не исключаем и другие треки [переговоров о безопасности], думаю, в ближайшее время ясность здесь появится. Нам не хотелось бы одного, чтобы за разговорами о том, что есть разного рода форматы и ими надо пользоваться, утонула, спряталась суть [предложений]», — сказал он.
Рябков также отметил срочность вопроса безопасности, обсуждаемого между РФ и Западом, подчеркнув необходимость обеспечения безопасности России и непродвижения НАТО на восток.
«Вопрос срочный, эскалация серьезная, проблемы большие, мы должны положить конец продвижению НАТО, натовской инфраструктуры, натовских возможностей и дальше на восток», — добавил Рябков.
Сложность переговоров
Переговоры с США по гарантиям безопасности в любом случае будут непростыми, Россия к этому готова. Дипломат отметил, что пока не очень представляет, кто будет его визави с американской стороны на переговорах. «Если американцы считают, что этим должны заниматься те же команды, которые ведут на протяжении менее полугода диалог по стратегической стабильности, значит, визави с американской стороны станет первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман, — сказал он. — Госпожа Шерман — это, на мой взгляд, помимо того, что она дипломат высочайшего класса, высокий профессионал, человек, который очень жестко отстаивает американские интересы, то есть легкого пути не будет в любом случае».
По его словам, российская сторона «к этому готова». «В этом и [заключается] смысл нашей работы, чтобы находить точки взаимопонимания даже в самых сложных ситуациях», — подчеркнул Рябков.
Шанс урегулировать ситуацию дипломатически
Москва и Вашингтон подошли близко к той черте, когда противоречия будет сложно урегулировать дипломатическими средствами, однако Россия выступает против любой эскалации.
«Я не хотел бы, чтобы мы разбирали эскалационный сценарий. Я считаю, что мы близки к той черте, за которой дипломатия, конечно, при всей ее востребованности и при всех ее навыках, будет играть подчиненную роль», — сказал он.
Рябков подчеркнул, что Россия выступает против эскалации и конфликтов. «Мы не выдвигаем никому никаких ультиматумов, — указал замминистра. — Просто сама логика подводит к тому, что мириться с происходящим, сглатывать это, делать вид, что ничего не происходит, у нас не получается».
Высокопоставленный дипломат также обратил внимание, что его недавние слова о возможном повторении Карибского кризиса прозвучали «не слишком сильно», не были преувеличением в оценке ситуации. При этом он отметил, что Карибский кризис «нельзя воспроизвести в том виде, в каком он случился».
«Политико-дипломатические средства должны быть применены, прежде всего, для урегулирования этой ситуации. А как ее урегулировать, мы сказали. Призываем к этому отнестись предельно серьезно, не выискивать в наших предложениях надуманного, чего-то запросного, избыточного», — добавил Рябков.
Министерство иностранных дел России 17 декабря опубликовало проекты договора с США о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности РФ и государств — членов Организации Североатлантического договора. Они были переданы помощнику госсекретаря США Карен Донфрид 15 декабря.
Свежие комментарии