Премьер-министр России Михаил Мишустин одобрил поправки к закону о СЗПК (Соглашение о развитии и поощрении капиталовложений). Данный инструмент является, действительно, важным для роста инвестиций в реальный сектор экономики.
К сожалению, как это часто бывает, реализация СЗПК изрядно подзатянулась.
Причина банальна и стара. Изначально проект утопал в бесконечных межведомственных согласованиях, потом бахнул один кризис (2020 года), сейчас — другой.СЗПК начал разрабатывать Андрей Белоусов ещё в 2018 году, будучи в должности советника Президента по экономике. Однако тогдашнее правительство, где первым вице-премьером был Антон Силуанов, по какой-то причине не могло согласовать основные параметры на протяжении целых двух лет. В результате вместо начала инвестиционного бума мы получили простой.
Как только Белый дом заняло новое правительство, где Белоусов уже был первым вице-премьером, запустить СЗПК удалось буквально за полгода. И здесь необходимо учитывать то, что 2020 год был кризисным и правительству уж явно было не до СЗПК. Тем не менее, уже к осени были подписаны соглашения по первым 9 проектам на общую сумму инвестиций в 135,7 млрд рублей.
Даже по первым девяти проектам можно было сделать вывод, что их география широкая, начиная от Дальнего Востока, заканчивая Калининградом. Инвестиции шли в медицину, АПК, удобрения, переработку сырья и т.д.
Согласно положениям СЗПК, инвестору на определенный срок (15-20 лет) гарантировалась неизменность налоговых условий, а также неизменные тарифы по иным взносам в пользу государства. Более того, инвестору из будущих налогов компенсировалось 50% затрат на строительство сопутствующей проекту инфраструктуры и 100% затрат в том случае, если пользователем инфраструктуры выступает не только предприятие, но и иные лица, в том числе, обычные граждане.
СЗПК начал набирать темп и к апрелю 2021 года было подписано уже 36 соглашений на общую сумму инвестиций в 1,3 трлн рублей.
А вот дальше начался цирк. Министерство экономического развития не смогло справиться с технической задачей. Так были сорваны сроки запуска системы ГИС «Капиталовложения», которая позволяла бы заключать СЗПК в автоматическом порядке. В результате инвестиции были поставлены на паузу как минимум на полгода до осени 2021 г. Была информация о том, чтобы не срывать сроки, Минэк под руководстом Решетникова готов вернуться к практике «бумажного» подписания соглашений, но с тех пор никаких новых данных не поступало. Судя по всему, Минэк полностью сорвал реализацию проекта, что за этот срок стоило нашей экономике нескольких триллионов инвестиций в реальный сектор.
Непонятно, готова ли сейчас ГИС «Капиталовложения» или нет, но правительство доработало механизм СЗПК, поправки к закону о котором утвердил Михаил Мишустин.
Так теперь существенным образом увеличивается роль региона в принятии решений о заключении СЗПК. Фактически регион может не только инициировать, но и заблокировать реализацию того или иного проекта в том случае, если посчитает его условия нецелесообразным для развития экономики субъекта.
Важной поправкой является то, что теперь минимальный объем инвестиций, необходимых для проекта составляет 200 млн для региональных проектов и 750 млн для федеральных. Ранее планка составляла несколько миллиардов рублей. Данный факт, безусловно, увеличит количество инвестиций, что особенно важно в региональном разрезе.
Также бизнесу предоставляется право продления льготных условий, в том случае, если реализация проекты была затруднена кризисными явлениями. Такими, которые мы наблюдали в 2020 году или же сейчас.
В целом, правки должны положительно сказаться на росте инвестиций в реальный сектор экономики, однако мы бы обратили внимание на две вещи.
Первое. Нет необходимости предоставлять региону решающее слово при оценке эффективности проекта. Зачастую региональная экспертиза у нас находится, мягко говоря, на не самом высоком уровне. Более того, региональные власти редко когда бывают заинтересованы в реализации долгосрочных проектов. Им важно показать результат здесь и сейчас, иначе прилетит из федерального центра. Следовательно, они не всегда готовы жертвовать текущими доходами ради того, чтобы получить в несколько раз большие цифры, но лет через 10.
Необходимо четко провести градацию между проектами. Например, по региональным проектам власти субъекта, действительно, могут принимать конечное решение, в то время, как для федеральных проектов с большим объемом инвестиций последнее слово должно быть за Москвой.
Второе. Правительство предоставляет достаточно привлекательные условия для вложений в реальный сектор экономики, но забывает о главном. О доступе предприятий к дешевым и длинным деньгам. Сейчас предлагается, чтобы компании вкладывали собственные деньги или же пользовались кредитами по рыночной ставке.
Действительно, многие компании из некоторых отраслей экономики сейчас переживают «денежные» времена. Например, производители удобрений. Однако не у всех есть деньги, особенно у предприятий обрабатывающей промышленности, производящей высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
И здесь правительство вполне могло бы предложить инструмент льготного кредитования производств под 3-5%. В зависимости от компаний, анализируя их финансовое положение и потенциал реализации проекта, эффект от которого может в несколько раз окупить затраченные по льготному кредитованию средства.
Наверное, Минфин опять запоёт старую песню, что компаниям и так предоставляются хорошие условия, а они ещё и деньги захотят. Но в этом и задача государства — насыщать ликвидностью ключевые и перспективные сектора экономики. Проекты СЗПК проходя тысячу отборов и экспертиз. Соответственно, их вклад в развитие экономики очевиден. Так почему бы государство не дать на это деньги, которые имеются в избыточном количестве?
В общем, ждем возобновления заключения Соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Действительно, это один из немногих инструментов, который может стать эффективным и обеспечит триллионы инвестиций в реальный сектор.
Но и рассчитывать только на механизм СЗПК не нужно. Он должен стать одним из 15-20 инструментов развития страны. Наряду с частными инвесторами прямыми вложениями в реальный сектор должно заниматься и государство, забыв либеральный миф о том, что его функция заключается исключительно в «создании условий для бизнеса». Поэтому СЗПК — хорошо, но мало.
По материалам Константина Двинского
Свежие комментарии