«Кланяйтесь и не спорьте». Как депутат научил народ начальство любить

«Кланяйтесь и не спорьте». Как депутат научил народ начальство любить

Соцсети и СМИ облетело видео встречи депутата Госсобрания республики Марий Эл Владимира Кожанова с ветеранами труда в посёлке Сернур. Депутат предложил ветеранам не спорить с начальниками, а кланяться им, ибо те имеют власть от Бога.

Ошарашенно внимали марийские ветераны таким вот речам кандидата в депутаты, который выдвинулся в Госдуму по Марийскому одномандатному избирательному округу №22 как самовыдвиженец. Накануне республиканская ЦИК зарегистрировала его. «Вот как евреи сказали: встретил начальника – что надо сделать? Поклониться! Власть, она от Бога – как с нею можно ссориться? А мы пытаемся всё время чего-то доказать», – увещевал народ политик. «Нельзя делать назло власти», – продолжал учительствовать Кожанов в притихшем зале.

Тут, конечно, у человека, знакомого с русской историей и литературой, всплывает богатый ассоциативный ряд. «Крестьяне низко кланялись, бурмистр (смекнули странники, что тот мужик присадистый Бурмистр)», – пишет Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». «При этом грозном имени крестьянин снял шапку, поклонился в пояс проезжим и молча показал налево». Это из романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Подобных цитат в русской классике немало рассыпано.

Так что ж, к крепостному праву что ли опять движемся – шапки будем ломать в присутственных местах?

При некотором обдумывании высказывания депутата у человека православного возникает, разумеется и другой смысловой ряд, из Священного Писания:

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

А также: «Начальствующего в народе твоём не злословь». Постулаты эти апостольские знамениты и расхожи в публицистике в последние годы – это чистая правда. Некоторые «новые богословы» пытаются их поправить – дескать, неправильный перевод, надо, мол, читать «не власть та, что не от Бога». Но, сопоставляя с контекстом, все эти новые трактовки отпадают, синодальный перевод правильный, пусть это и кажется многим парадоксальным. В Священном Писании много парадоксов и загадок не для простых разгадок человеческим умом.

В случае с марийским депутатом возникает, правда, другой вопрос: при чём здесь евреи? Не о национальности же апостола Павла он говорит. Вроде как хотел поучить неграмотный народишко евангельским истинам, а преподал некие «еврейские правила», как начальству кланяться. От неграмотности? Или на что-то тонко намекал Владимир Кожанов? Не национальность же нынешних начальников он имел в виду?

Вообще-то у древних евреев поклоны практиковались в качестве демонстрации уважения к духовным учителям или к начальникам, занимающим высокую государственную должность. Сборщикам податей и «муниципальным» чиновникам иудеи не кланялись, а первых так ещё и презирали. Апостол же Павел призывает не противиться установленным властям – то есть не поднимать бунта, не совершать преступлений в рамках существующих римских законов. А вовсе не кланяться им. Что, кстати, исключало для христиан исполнение языческих обрядов, вменяемых законами императоров-язычников. И идти на муки за такую верность Христу.

Так что же за правила преподаёт нам Кожанов? На Руси испокон веку наши предки кланялись друг другу при встрече в знак уважения. Кланялись «обчеству», прося или раскаиваясь в чём-то. Почитали поклонами священнический сан. Кланялись князю, родителям. Жена кланялась мужу. Но этот этикет поклонов был взаимный, в нём не было унижения одной стороны! Да, позже, когда после Петра I дворянство и чиновничество отдалилось от народа, начало чваниться знатностью, богачеством, чинами, наконец, почти беспредельной властью над крепостными, в обиход вошли униженные земные поклоны с ломанием шапок и потуплением глаз. И вот эту практику что ли марийский депутат желает обновить?

В ответ на это мы вправе спросить: да вы кто такие, депутаты-начальнички, аристократия помойки? Вас выбрали, чтобы вы служили народу, а не наоборот. То, что эта обязанность стала часто номинальной, мы все знаем. Но вы хотите, чтобы к служебным машинам с мигалками и прочими начальственными «ништяками» перед вами ещё и на колени холопы падали?

Характерно, что, очнувшись от проповеди послушания Кожанова, «электорат» в зале задал ему простой вопрос: а что ты сделал на благо нашего района? На что «народный избранник» высокомерно отбоярился:

Что вы хотите, чтобы я сделал? Фокусы я не показывал.

Что с того?

Разумеется, пример марийского депутата пока не нормативный для всего депутатского корпуса, скорее анекдотичный. Однако это не единичная аномалия, а некий тренд, если говорить шире, – о современном чиновничестве в России. Царьград не раз писал о проблеме чванства и хамства современных чиновников, об этом даже Путин уже вынужден был говорить.

Да только исправить это пока не выходит: высокомерным духом превосходства над «замкадышами» заражена значительная часть нынешней «элиты». И «шутка» Владимира Жириновского, который как-то перед Рождеством раздавал на Красной площади деньги народу, приговаривая «Дети, инвалиды, кто ещё? Сироты, крепостные, холопы» – шутка лишь отчасти.

С таким шутками, которые уже не смешат, а бесят народ, надо кончать, если хотим достичь единства нации, столь необходимое перед лицом внешней угрозы. Шутники же и «учителя», подобные Кожанову, пусть шутят в цирке. «Если будет выступать – я пойду смотреть», как пел Высоцкий.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх