В Брюсселе 24-25 марта прошли сразу три саммита: НАТО, «Большой семерки» и Евросоюза. Вернее, так называемый тройной саммит. В данной связи следует отметить, что ранее, во всяком случае, до пандемии COVID-19, мероприятия столь высокого ранга, как правило, разносились по месту и времени, у каждого их них имелась своя повестка дня, свой круг участников, свои задачи.
Теперь же от былой респектабельности и вальяжности встреч лидеров коллективного Запада, недавних хозяев мира, не осталось и следа: они превратились во что-то наподобие кофе «три в одном» из дешевого фастфуда.Наверно, мир никогда уже не будет прежним, но не столько из-за коронавирусной инфекции, сколько вследствие начатой 24 февраля спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины. Реакция на нее со стороны США и их союзников оказалась шоковой и панической. Крик был поднят такой, что, казалось, Земля налетела на собственную ось и перевернулась: «адские санкции», всеобщее осуждение, изоляция и бойкот «агрессивной» России!
Сколько под этот крик в странах-«санкционерах» было в разных формах изъято российских активов — государственных, корпоративных и частных, пока неизвестно, но речь идет о сотнях миллиардов долларов. Про иные формы тотальной дискриминации граждан РФ, этнических русских и вообще всего русского в странах коллективного Запада пока умолчим, но отметим как факт: все это совершалось открыто, повсеместно и вне какого-либо правового поля. Стало ясно: «мировой альянс демократий» во главе с США грудью встал на защиту неонацистского режима Украины — очень выгодного и нужного им геополитического проекта.
Они готовились к тому, чтобы «разорвать Россию в клочья», но не ждали такого встречного удара. И очень быстро выяснилось, что к их «адским санкциям» практически никто больше не присоединился (в список недружественных государств МИД РФ внес всего 47 стран — членов ООН из 196, а также Тайвань), Россия проведение спецоперации не остановила, рейтинг поддержки Путина взлетел вверх, а комплекс контрсанкций Кремля может привести к коллапсу «глобального рынка». А для коллапса континентальной Европы, как выяснилось, хватит и трех-четырех месяцев действия ее же собственных антироссийских санкций.
Не мудрено, что собранный по этому поводу 11 марта «экстренный» (на третью неделю с начала спецоперации) в Версале саммит ЕС попросту провалился: внутри «единой Европы» никакого единства не обнаружилось. Поэтому и пришлось укреплять это слабое звено через НАТО, «Большую семерку» и президента США Джо Байдена. Но к двум главным дискуссионным темам «тройного саммита» — военной и санкционной — Путин аккурат 23 марта добавил тему энергетическую, заявив, что расчеты «Газпрома» по поставкам российского голубого топлива недружественным странам в кратчайшие сроки будут переведены на рублевую основу. «Для начала» — только газа.
Это решение президента России, похоже, стало для лидеров НАТО, G7 и ЕС ударом не менее, а в чем-то даже и более сильным, чем начало спецоперации. В данной связи стоит напомнить, что поставки газа из РФ в Европу, в том числе через территорию Украины, не прерваны и продолжаются в полном объеме, а у западных «партнеров» появился удобный повод «заморозить» расчеты по ним, а на период санкций получать голубое топливо, а также другие энергоносители фактически даром — с реальной оплатой «когда-нибудь потом».
Эту возможность на Западе тоже учитывали. Более того, явно рассчитывали на нее. Экс-посол США в РФ Майкл Макфол не случайно заявил, что Россия должна продолжать поставлять энергоносители в демократические страны, но получатели могут за нее не платить, удерживая средства на своих счетах «до окончания боевых действий на Украине». Но после перевода расчетов на рубли баланс рисков и прибылей должен стать совершенно иным, чем ожидали страны-«санкционеры». Что добавило ярких красок и без того пестрой палитре их «тройного форума». Какие же моменты стоит выделить по его итогам?
Военные
США и их союзники по НАТО не намерены содействовать ни перерастанию спецоперации в третью мировую войну, ни выходу данного конфликта за пределы Украины. Зато они готовы поставлять режиму Зеленского деньги, ГСМ, оружие, наемников, разведывательную информацию и все необходимое для того, чтобы вести боевые действия до последнего украинца. И даже до последнего поляка, поскольку в Варшаве изъявили желание ввести свои воинские «миротворческие» контингенты на территорию Украины (прежде всего западной ее части, то есть на «кресы всходни»), чтобы не допустить туда российскую армию. Для пущей важности было заявлено и о претензиях Варшавы на Калининградскую область РФ.
На саммите НАТО полякам не запретили действовать в этом направлении, но на их страх и риск — без гарантий поддержки со стороны Альянса. Зато, не дождавшись окончания последнего пункта брюссельской программы, саммита ЕС, американский президент прямиком из столицы Бельгии отправился в Польшу, в Жешув, где встретился с личным составом расквартированной там 82-й воздушно-десантной дивизии США и со своим польским коллегой Анджеем Дудой, которого назвал «послом». Там же Джо Байден отметился оскорбительными высказываниями в адрес президента России и сказал, что «Путин не должен остаться у власти», намекнув, что многие из американских военнослужащих вскоре могут оказаться на украинской территории.
Но это все — «политическая лирика». Собственно, по военной же части в Брюсселе лидеры НАТО договорились разместить дополнительный 40-тысячный контингент своих войск в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии, а также заявили, что позиция Альянса относительно ситуации на Украине может быть пересмотрена в случае применения Россией оружия массового поражения, прежде всего химического. Разумеется, вопрос о том, зачем нашей стране при ее подавляющем военном превосходстве применять такое оружие, запасы которого к тому же были полностью уничтожены на территории России, даже не обсуждался.
В нынешней ситуации подобные заявления могут рассматриваться как провокация с целью подтолкнуть бандеровцев к подобным действиям в надежде на столь желанный ими прямой ввод войск НАТО на территорию Украины. Можно сказать, что в военном отношении США и их союзники пока делают ставку на максимальное затягивание боевых действий с целью максимального истощения, дискредитации и дискриминации России, но сами от рисков вступления в конфликт воздерживаются.
Политические
Начало спецоперации и введенный по данному поводу против России режим «адских санкций» со стороны коллективного Запада обнажил сразу три комплекса глобальных политических проблем.
Первый из них, уже отмеченный выше, связан со слабой поддержкой США и их союзников на международном уровне. Отдельно стоит отметить тот факт, что действия Вашингтона и Лондона не поддержали ни нефтяные монархии Ближнего Востока, ни исламский мир в целом, ни страны Латинской Америки и Содружества наций. Даже Саудовская Аравия, дотоле верный союзник США и надежная опора «империи нефтедоллара», обозначила свое неприятие американской политики и проигнорировала просьбы Байдена срочно нарастить нефтедобычу, чтобы смягчить возможный дефицит предложения энергоносителей на мировых рынках.
Вторым комплексом глобальных политических проблем стало укрепление российско-китайского стратегического союза и фактическое присоединение к нему Индии. 26 марта, уже после «тройного саммита», выступая на международной конференции «Доха форум» в Катаре, комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил:
«Если мы толкнем Россию к Китаю, то таким образом можем создать глобальный Юго-Восток и Северо-Запад, что может привести к невероятному дисбалансу».
Если смотреть правде в глаза, подобный дисбаланс уже налицо: Пекин уже не просто отвергает любые угрозы США ввести против КНР «вторичные санкции», но открыто смеется над такими угрозами. Тем более что Европа относительно Китая вообще предпочитает молчать в тряпочку. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись…
Наконец, третий комплекс проблем связан с растущими противоречиями между странами-«санкционерами». Так, бундесканцлер Олаф Шольц достаточно демонстративно заставил задержать начало саммита НАТО на два часа, заявив, что его опоздание в Брюссель было связано с неотложными дискуссиями внутри правительственной коалиции ФРГ о последствиях антироссийских санкций и необходимых мерах по их преодолению. Вообще, Германию и Венгрию проамериканские государства — члены ЕС склонны обвинять в чересчур «пропутинской» позиции. Так, министр обороны Чехии Яна Чернохова по этой причине отменила свой официальный визит в Будапешт, а «посол» — президент Польши Анджей Дуда пригрозил венграм, что не понимает их действий, «направленных на поддержку России», и такая политика «дорого им обойдется».
К числу политических проблем стоит добавить также очевидную консолидацию российского общества на почве противодействия «адским санкциям» коллективного Запада. В этой связи лидеры «Большой семерки» даже приняли специальное обращение, в котором заявили, что «не имеют претензий «к людям России», но выступают против президента РФ и его сторонников, чьи действия, по мнению G7, «пятнают историю российского народа». Чья бы корова после Югославии, Ирака, Афганистана, Сирии и прочих жертв западной «мировой демократии» мычала…
Впрочем, Байден заявил еще и о том, что украинские власти имеют право самостоятельно выбирать, что им важнее: территориальная целостность или мир с Россией. Учитывая, что все действия Зеленского и ко контролируются США, это весьма «многомерное» заявление.
Финансово-экономические
Министр финансов ФРГ Кристиан Линднер предупредил, что вследствие режима санкций «Германии грозит стагфляция — одновременный экономический спад и высокая инфляция», глава немецкого МИД Анналена Бербок заявила, что санкции Запада против России не должны наносить больше вреда Германии, чем России, а уже упомянутый Жозеп Боррель признал, что Евросоюз ввел против России все санкции, которые мог, и в этом отношении достиг предела своих возможностей.
Правда, президент США не принял во внимание эти жалобные европесни, потребовав от европейских партнеров максимального отказа от российских энергоносителей. Да, последствия такого решения негативно отразятся на странах Европы, это высокая цена, но она обязательна, сообщил Джо Байден, заодно пообещав заменить российский газ американским сжиженным в размере 15 млрд кубометров. Правда, ежемесячно или ежегодно, не уточнил. Если первое, то это около 250 СПГ-танкеров, которые Америка не сможет обеспечить ни по своим ресурсам, ни по логистике, а Европа — принять и разгрузить, не говоря уже о цене подобной американской «помощи». Если второе, то это слабая замена почти 200 млрд кубов российского газа, которые экспортируются в Европу.
Конечно, там давно говорят о необходимости снизить свою зависимость от российских энергоресурсов.
«Многие в Европе ждут выхода США на рынок СПГ; это является частью более широких усилий, цель которых — бросить вызов доминирующему положению России», — писала WSJ, комментируя первую поставку американского СПГ в апреле 2016 года.
Прошло шесть лет, никакой замены российским энергоносителям, особенно газу, для Европы так и не нашлось, попытки развития зеленой энергии из возобновляемых источников наткнулись на барьер энергоэффективности, так что снизить свою энергозависимость от России в обозримой перспективе Европа может лишь за счет такого сокращения своего энергопотребления, которое несовместимо с современной структурой общества, промышленного производства в том числе.
Сегодня по всей Европе из-за сверхдорогой энергии и топлива останавливаются заводы, стоят на приколе автофуры, банкротятся энергетические компании, растет дефицит товаров и продовольствия в магазинах. И никакие ухищрения наподобие «единых закупок» газа, изменения формул ценообразования на электроэнергию, «нормативов заполнения ПГХ», даже конфискаций объектов энергетической инфраструктуры к увеличению или даже сохранению физических поставок газа и нефти из России не приведут. И заместить их в обозримой перспективе нечем.
Ситуацию усугубляет (товара мало, а денег избыток) гиперэмиссия денежной массы западными центробанками, которые теперь, по словам Ларри Финка, главы инвестиционного фонда BlackRock, управляющего активами более чем в 10 трлн долл., встали перед трудным выбором повышать цены и дальше, сохраняя низкие ставки и накачивая экономику «напечатанными из воздуха» дензнаками или снижать экономическую активность, повышая ставки и сокращая свои балансы. И то и другое приведет к полному разрушению глобального рынка и утрате американским долларом привычного статуса главной мировой валюты.
В этой связи вовсе не удивляет, что ЕС не стал следовать указаниям Байдена, его лидеры заявили, что не будут вводить новые антироссийские санкции, а сосредоточатся на «имплементации» уже существующих. В том числе на противодействии попыткам России их обойти. В числе последних называлось «необоснованное», «недопустимое» и «невыполнимое» решение Путина о расчетах за газ в рублях. Пересказывать вопли по этому поводу нет ни места, ни смысла. Важен «сухой остаток», в котором, как выяснилось, есть сразу два реальных варианта. Первый — признание подобных рублевых расчетов частным делом компаний, имеющих контракты с «Газпромом» и другими российскими экспортерами. Второй — попытка перевести эти расчеты на криптовалюты (тем более Банк России заявил, что рассматривает возможность проведения международных платежей в данном типе финансовых инструментов).
В целом можно сказать, что привычный всем нам с конца 1980-х годов однополярный мир Pax Americana уже сейчас полностью разрушен. Попытка коллективного Запада во главе с США сосредоточить все силы на приоритетных для себя направлениях — сначала на российском (с целью вернуть себе глобальное силовое доминирование), а затем и на китайском (с целью вернуть себе глобальное доминирование) — проваливается у нас на глазах, и «тройной саммит» в Брюсселе только подтвердил это.
https://riafan.ru/22582001-obschestvennik_bekman_otsenil_vli...
Свежие комментарии