На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Юрий Селиванов: Никаких уступок, но авансы выданы и ворота открыты

К итогам визита заместителя главы администрации Президента России Дмитрия Козака в Кишинев

По большому счету, причины хронических неудач ориентированных на Россию молдовских политиков, с учетом объективной важности для Республики Молдова российского рынка и российских энергоносителей, были для меня большой загадкой ровно до тех пор, пока мне не встретился в Подмосковье один таксист, родом из этой солнечной республики.

И вот он, в ходе нашего душевного разговора, что называется, открыл все карты. Оказывается, он гражданин не только Молдовы, но и, с некоторых пор, соседней Румынии. И как лицо пенсионного возраста оформил себе румынскую пенсию. Ни много ни мало — пятьсот евро.

Для нищей Молдовы это сказочные деньги. И вот тут-то, мне, наконец-то, все стало окончательно ясно. Немедленно вспомнились гигантские очереди возле румынского посольства в Кишиневе из желающих срочно получить гражданство Румынии. А вместе с ним и желанную европейскую пенсию.

У меня, разумеется, нет полной статистики по этой спецоперации румынских властей. Но более, чем уверен — этой возможностью воспользовались за многие годы сотни тысяч молдаван. И теперь огромное количество граждан этой бывшей советской республики, получает свои пенсии и прочие социальные блага от властей Бухареста.

Так за кого же, спрашивается, они будут голосовать на всех выборах, если не за самых прорумынских политиков? И неважно даже, что это не вполне соответствует государственным интересам самой Молдовы, Своя рубашка все равно ближе к телу. Грубо говоря, молдавский электорат элементарно купили.

Судя по всему, именно это обстоятельство и объясняет исчерпывающим образом причину фантастических, на первый взгляд, успехов прозападной и прорумынской партии в Кишиневе.

Не хочу вдаваться в «разбор полетов» на эту тему. Здесь важен сам факт, который и привел к весьма примирительному тону в ходе общения в Кишиневе с молдовскими официальными лицами заместителя главы администрации Президента России Дмитрия Козака.

Означает ли это, что Россия готова пересмотреть свою позицию по ключевому вопросу молдовско-российских отношений, каковым с точки зрения Кишинева является «проблема Приднестровья»? Скажу сразу, что на данный момент для такого вывода нет ровно никаких оснований. Во всяком случае, Дмитрий Козак ограничился в своем заявлении по данному вопросу ровно теми же формулировками, которые отражают суть российской политики на молдавском направлении уже тридцать лет:

«Решение приднестровского вопроса — это внутреннее дело Молдавии, стороны должны договориться внутри страны. Россия готова оказать содействие, чтобы стороны договорились, мы не готовы выдвигать собственные условия урегулирования».

Элемент новизны этой российской позиции придает, разве что специально сделанный российскими представителем акцент на том, что Москва не будет предлагать сторонам какие-либо свои условиях мирного урегулирования. Уж кто-кто, а Дмитрий Козак не понаслышке знает, чем закончилась предыдущая российская инициатива такого пода. Потому что она носила название «План Козака» и её автором был, не кто иной, как нынешний замглавы администрации Президента РФ.

Это было в уже далеком 2003 году. Тогда, под руководством г-на Козака, был подготовлен Меморандум, в котором излагался План окончательного решения конфликта между Молдовой и Приднестровской Молдавской республикой:

«По этому плану Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией», а ПМР и Гагаузия получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий. Молдавия обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение российских войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве гарантов урегулирования конфликта. Буквально в последний момент президент Молдавии Владимир Воронин в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года отказался от подписания уже лично им парафированного соглашения, заявив, что оно даёт односторонние преимущества ПМР и имеет скрытую цель — признание независимости Приднестровья. После срыва подписания Меморандума произошло ухудшение отношений между Приднестровьем и Молдавией. По мнению Дмитрия Козака, молдавская сторона достаточно хорошо знала текст договора, была с ним согласна и стремилась к скорейшему подписанию, а причиной неудачи стало прямое вмешательство американского посла, чего Воронин не скрывал в разговоре с Козаком.»

От себя, как непосредственного наблюдателя тех событий, добавлю, что эта некрасивая история сопровождалась нанесением практически личного оскорбления Президенту РФ Владимиру Путину, который, получив информацию о том, что все готово к подписанию Плана уже выехал в аэропорт для отлета в Кишинев. И буквально у трапа самолета ему доложили, что молдавская сторона в самый последний момент отказалось от подписания уже согласованного документа.

Очевидно, что так серьезные дела не делаются. И вполне возможно, что нынешний прямой отказ Козака повторять пройденное, фактически лишивший Молдову шансов на прямое содействие Москвы в переговорах с властями Тирасполя, был санкционирован лично Президентом РФ.

В каком-то смысле это и воздаяние за явно неприличное поведение Молдовы в прошлом и, одновременно, существенное усугубление шансов Кишинева на разрешение этой проблемы в настоящее время. Ибо без Москвы такие вопросы в принципе не решаются.

И на повестке дня остается только и именно то, о чем тоже сказал Козак — Кишинев и Тирасполь должны договариваться напрямую между собой. И никак иначе! А это, по большому счету, самый сложный для Молдовы вариант. Потому что все её претензии к Приднестровской Молдавской республике с самого первого дня её существования сводятся к тому, что она существует. И до тех пор, пока она будет существовать, в Кишиневе не будут считать этот вопрос решенным.

Со своей стороны в ПМР отнюдь не торопятся добровольно отдавать новым кишиневским румынам то, что те в 1992 году попытались отобрать у приднестровцев силой. То есть право русских, украинцев и молдаван (не румын) жить на этой земле и быть её полноправными хозяевами.

Поэтому нет и не может быть даже намека на какую-то «сдачу Россией» своих позиций на берегах Днестра. Тем более, что и повода для этого нет ровно никакого. Мало ли кто воссел в Кишиневе в качестве президента. Сколько их уже было и быльем поросло!

Более того, чем более прозападный и прорумынский политик получает власть в соседней с ПМР республике Молдова, тем меньше пространства остается для взаимопонимания между Кишиневом и Тирасполем и меньше шансов на успех молдовских домогательств. Во всяком случае, именно так было раньше. Сумеет ли нынешняя прорумынская власть изменить этот естественный порядок вещей – покажет время.

Во всяком случае, Россия дает такой шанс. И это, пожалуй, единственная по-настоящему хорошая новость для Кишинева. И если Молдова, паче чаяния, действительно продемонстрирует, что дружелюбные слова её нового лидера не расходятся с делом и что Россия не будет для этой республики дежурным пугалом, а Кишинев перестанет искать призрачное счастье на стороне, то, возможно, кое-что и получится. Именно поэтому Дмитрий Козак оставил все ворота открытыми – и по вопросу взаимных экономических преференций и по теме давно требующего утилизации склада боеприпасов в Колбасне.

И тогда, чем черт не шутит, старый-добрый «План Козака» вполне может обрести вторую жизнь. И его автор сможет лично представить его на подпись руководителям двух государств. Все рано или поздно возвращается на круги своя. Так устроена жизнь!

Юрий Селиванов, специально для News Front

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх